В среду, 2 сентября, яхт-клуб Royal New Zealand Yacht Squadron официально анонсировал отмену молодежного Кубка «Америки». Причина — решение правительства Новой Зеландии ужесточить въезд в страну в связи с пандемией. Принять участие в соревнованиях готовились 19 команд из 13 стран. Среди участников — команда из России PROyachting Skolkovo Team. Российская команда впервые заявилась на парусные соревнования такого уровня. Команда PROyachting Skolkovo Team делится опытом важной для российского паруса кампании, которую, к сожалению, не удалось довести до конца.

Что такое молодежный Кубок «Америки» и почему мы решили принять участие в этом соревновании

Прежде всего, напомним, что такое «взрослый» Кубок «Америки». Он стоит особняком от всего, что происходит в остальном профессиональном парусном мире. В то время как Олимпиада и другие мировые соревнования проводятся на известных обкатанных классах яхт, Кубок «Америки» — терра инкогнита. Всегда новые лодки, конструкция и инженерные решения которых с каждым разом становятся все технически изощреннее. Кубок «Америки» — самое престижное и известное соревнование парусного мира, заточенное на инновации и высокие скорости. Бюджеты на подготовку команд к America’s Cup зачастую пересекают черту в 100 млн долларов, а иногда и в 300 млн долларов — именно столько, по прикидкам СМИ, потратил американский предприниматель Ларри Эллисон (Larry Ellison) на победу своей команды Oracle Team USA в 2013 году.

У Кубка «Америки» действительно уникальная история, которая уходит корнями в 1851 год. В ней есть британская королева, интрига и главный трофей — кувшин из «британского металла», за который борются лучшие яхтсмены и лучшие яхтенные дизайнеры. Соревнования проходят примерно каждые три-четыре года, принимающей стороной становится тот, кто выиграл заветный Кубок. Он и определяет правила игры. В этом сезоне — это новозеландский яхт-клуб Royal New Zealand Yacht Squadron.

Для России, как и для многих других стран, принять участие во взрослом Кубке «Америки» — пока труднодостижимая мечта. В принципе, реальная, но по сложности, сравнимая с полетом на Марс. Когда-нибудь мы долетим, но не сегодня. Причин много, в частности, один из пунктов Протокола соревнования — строительство лодки должно осуществляться в стране, где находится яхт-клуб команды. В России на данный момент не существует верфи, которая потянула бы постройку инновационного болида, на которых гоняются на регате.

Молодежный Кубок «Америки» — это изобретение 21 века. Он проходил как сопутствующее мероприятие ко взрослому Кубку в 2013 и 2017 под патронажем Red Bull. Многие отмечали успешность формата и его зрелищность. Немудрено — он собирал гораздо большее количество команд, чем взрослый Кубок «Америки». В нынешнем сезоне молодежные соревнования должны были стать еще интереснее. Его идеологами и организаторами выступило новозеландско-китайское трио: яхт-клуб Royal New Zealand Yacht Squadron, China Sports Industry Group и парусная команда Emirates Team New Zealand. Допускались несколько команд от одной страны, а значит, больше участников и азартнее гонки. Как и для взрослого Кубка на этот раз для «молодежки» была разработана своя яхта — однокорпусная 9-метровая AC9F, оснащенная гидрофойлами. В итоге к сентябрю 2020 года регата собрала 19 команд. Безусловно, вопрос успеха Youth America’s Cup — близость к легендарному America’s Cup, при этом более низкий порог входа — головная боль по постройке яхты ложится на организаторов.

У молодых перспективных яхтсменов со всего мира появилась возможность подобраться к мечте о Кубке «Америки» настолько близко, насколько это, в принципе, возможно.

Менеджмент команды

Екатерина Скудина и Руслан Мухаметзянов
За названием команды PROyachting Skolkovo Team стоит московский яхт-клуб PROyachting, основанный Екатериной Скудиной, чемпионкой мира и Европы по парусному спорту, и SKOLKOVO Sailing Club, зародившийся в Московской школе управления СКОЛКОВО.

Яхт-клуб PROyachting отвечал за организацию спортивной части (отбор яхтсменов, организация тренировочного процесса, логистика). Директором команды стала Екатерина Скудина, за плечами которой три олимпийские кампании и успешный опыт построения международной парусной команды.

SKOLKOVO Sailing Club во главе с Русланом Мухаметзяновым занимался бизнес-составляющей кампании — привлечением спонсоров и партнеров.

Подача заявки
Молодежный Кубок «Америки» 2020–21 был анонсирован в декабре 2019 года. Так как вступление в международное соревнование высокого уровня требует соблюдения ряда процедурных вопросов, мы воспользовались помощью адвокатского бюро Nektorov, Saveliev & Partners (NSP), чтобы сделать процесс вхождения максимально безошибочным. В феврале команда PROyachting Skolkovo Team подала заявку и получила подтверждение.

Состав команды


Согласно правилам, экипаж, состоящий из 4 человек, должен быть смешанным: двое юношей и две девушки. Был объявлен конкурсный набор, анкеты пришли от 53 спортсменов из разных городов России — Комсомольск-на-Амуре, Азов, Тверь, Тольятти, Сочи и др. Основными критериями отбора стало наличие успешного опыта в парусных соревнованиях, умение работать в команде и росто-весовые характеристики. Согласно требованиям, общий вес команды не должен быть меньше 280 кг и превышать 311 кг.

На момент отмены Кубка тестируемый состав команды был следующим — Тимофей Зубков (Москва, классы яхт: 420, 29er), Михаил Ушков (Москва, классы яхт: 420, 29er, 49 er), Валерия Ломатченко (420, Laser 4.7, Laser Radial), Алина Щетинкина (Тольятти, классы яхт: Nacra 17). Так как окончательный состав экипажа утвержден не был, все спортсмены, отправившие заявки, находились на рассмотрении и окончательный отказ получили, когда соревнования были отменены.

Тренерский состав

Константин Беспутин – основной тренер команды на момент отмены регаты. Фото: Анна Суслова
Предложение тренировать команду по матчевым гонкам принял Константин Беспутин, мастер спорта международного класса, чемпион России, Европы и мира. На момент отмены соревнования, он был основным тренером команды в России и Италии. На начальном этапе базовые знания о фойловых яхтах дал яхтсмен Павел Калинчев, чемпион России в классе 49er. В Москве с командой тренировался Игорь Скалин, серебряный призер летних Олимпийских игр 1996, чемпион мира и Европы. Игорь Скалин проводил занятия по управлению лодкой и распределению ролей в экипаже.

Далее мы планировали привлекать зарубежных специалистов и тренеров, обладающих опытом хождения на фойловых яхтах.

Лодки, на которых тренировалась команда

Тренировка на Гарда на фойлере Persico 69 °F
Изначально планировалось выехать в Испанию на одну из баз, где есть фойловые яхты. Но пандемия внесла свои коррективы. Первые тренировки проходили в Москве на яхтах олимпийского класса Elliott и других доступных лодках.

«Нам пришлось решать нерешаемые задачи, искать тренеров, лодки, базы, спонсоров. Мы выехали на Гарда при закрытых границах, получали визы при закрытых посольствах».

Екатерина Скудина

Команду удалось вывести на озеро Гарда только в августе, где тренировки проходили на однокорпусной яхте Persico 69 °F, оснащенной двумя V-образными фойлами, швертом и T-образным пером руля. За основу модели был взят концепт яхты AC75, на которой пройдут соревнования Кубка «Америки» в 2021 году (который, в отличие от молодежного Кубка, отменять не планируют, по крайней мере, пока).

По слухам, была вероятность, что именно на Persico 69 °F в итоге проведут молодежный Кубок, так как организаторы не успеют построить необходимое количество яхт к гонкам. Для нашей команды такой поворот событий стал бы дополнительным плюсом, но никакого официального подтверждения этому слуху не было. Что более важно — Persico 69 °F по своей конструкции максимально приближена к «кубковой» AC9F и стала лучшим вариантом для тренировки.

Что дальше?
Хотя взнос яхт-клуб обещает вернуть в полном объеме, естественно, потраченных на подготовку времени, сил и ресурсов не вернуть. Но есть и другой момент, даже более важный. Если организаторы в дальнейшем не откажутся от проведения молодежного Кубка, то, скорее всего, как и сейчас, он будет проходить по такому же графику как и America’s Cup. Далеко не все участники 19 команд, заявившихся на соревнование, к тому моменту впишутся в установленные возрастные ограничения (18–24 лет). Надо отдать должное организаторам, они понимают, каково молодым спортсменам отказываться от мечты. Второго такого шанса для многих уже не будет. На данный момент представители Royal New Zealand Yacht Squadron говорят, что постараются расширить возрастной диапазон будущего соревнования, чтобы в него попало как можно больше действующих команд. Но вопросы, когда состоится Youth America’s Cup, состоится ли и кто станет его организатором, остаются открытыми. Есть вероятность, что Кубок «Америки» будет принимать другая страна, а значит, правила игры вновь поменяются.
Информацию по подготовке нашей команды к Youth America’s Cup будем выкладывать в соцсетях по хэштегу #PROyachtingSkolkovoTeam