Команда itBoat опробовала на себе новый вводный курс обучения от PROyachting
Расписание PROyachting пополнилось бюджетными курсами выходного дня для новичков. Предложение действительно как для Москвы (на базе яхт-клуба «Поместье Галс» на Пироговском водохранилище), так и для сочинского яхтенного порта «Имеретинский».
Стоимость двухдневного курса PROyachting для новичков составляет всего 5000 рублей.
ЭТО, ПОЖАЛУЙ, САМОЕ ВЫГОДНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ — ОБЫЧНО ОДИН ТРЕХЧАСОВОЙ ВЫХОД НА ВОДУ В СТОЛИЦЕ СТОИТ НЕ МЕНЕЕ 3000 РУБЛЕЙ.
Команда itBoat не смогла пройти мимо такого предложения и при первой же возможности отправила добровольцев на тест-драйв в Пирогово.
Основа флота PROyachting в «Поместье Галс» — килевые 7,5-метровые Beneteau Platu 25. Наличие бульб-киля сводит к нулю риск переворота на такой лодке.
Впрочем, начинается обучение не на лодке. Сперва учеников в павильоне на берегу ждет вводная лекция, из которой они узнают об устройстве яхты, об основных физических законах, действующих на паруса и корпус, о курсах яхты относительно ветра, о правилах расхождения судов и о лавировке. Из практических навыков на этом этапе — только вязание основных узлов («прямой», «восьмерка» и «беседочный»).
Platu 25 рассчитана на команду максимум из шести человек, так что работа идет в мини-группе, и каждый ученик может задать все волнующие его вопросы.
У тренера точно будет в запасе достаточно времени, чтобы ответить всем. После занятия у учеников останутся небольшие методички, которые PROyachting разработала специально для этого двухдневного курса. Так что всю теорию можно будет самостоятельно освежить в памяти на утро перед вторым занятием.
Условия для проведения эксперимента нашим тестировщикам выпали суровые — сила порывистого ветра на Пироговке в тот день достигала пяти-шести баллов по шкале Бофорта, а два дня обучения было решено упаковать в один насыщенный шестичасовой спринт. По словам организаторов, длительность курса может варьироваться в зависимости от пожеланий записавшихся, но программу в обоих случаях отрабатывают полностью — просто кому-то удобнее получить ударную дозу яхтинга в один день, а кто-то настроен на более размеренное обучение.
Предоставим слово самим ученикам.
Игорь Фролов, программист
Многих пугает дорога — надо выезжать в выходные за пределы Москвы. На самом деле от Москвы до яхт-клуба оказалось ехать недалеко. Я добрался на своей машине минут за 25. От Медведково до «Галса» всего минут 10–15 езды.
На берегу мы просмотрели методичку. Инструктор около часа рассказывал об устройстве лодки, о правом и левом галсе, о правилах расхождения и о том, у кого приоритет. Потом нарисовали карту курсов и выучили много новых (для меня) слов: левентик, фордевинд, бейдевинд, галфвинд, бакштаг. Обсудили лавировку против ветра. Немного коснулись стратегии в гонках: когда, кто, кому уступает, как этим пользоваться и всякие прочие хитрости — вроде того, что если идешь вторым, но на подветренной стороне, то можешь обогнать.
Повязали узлы. По картинке у меня получилось. Потом, на лодке, когда ставили паруса, не очень. На берегу ты смотришь на картинку и вяжешь точно так же, а на лодке «беседочный» узел — вверх ногами и зеркально, и ты его вяжешь, уже не ориентируясь.
Когда по пунктам разобрали всю необходимую теорию, пошли на лодку. Первым делом нам рассказали, где и какие канаты, что куда идет. Поставили стаксель. Вышли на двигателе на середину, выключили мотор, натянули шкоты. Пошли!
На стакселе мы ходили, наверное, часа два. Потом, когда поставили грот, я понял, что с ним лодка более отзывчивая. Под одним стакселем ты поворачиваешь и не чувствуешь никакого сопротивления от руля. Когда мы поставили грот, во-первых, скорость увеличилась в два раза или даже больше, а во-вторых, я начал чувствовать руль: стало поинтереснее.
Сначала же в основном рулил инструктор, а наша задача в течение первого, наверное, получаса, заключалась в том, чтобы хотя бы не свалиться с лодки. Мы отошли от берега, и при первом же повороте лодку начало очень сильно кренить. И это при том, что мы были на одном только стакселе.
Вся теория, которую мы прошли, нам пригодилась, в том числе и правила расхождения.
Были и катамараны, и маленькие лодки, и катера, и другие парусники. Мы ходили по Пироговскому от шлюза до Ореховой бухты. И в бухте, и ближе к шлюзам ребята гонялись. Лодок было много.
После того, как миссия не свалиться с лодки была успешно пройдена, мы начали разбираться с колдунчиками и с ветром. Каждые пять минут тренер спрашивал, каким галсом мы идем и каким курсом. Мы наперебой отвечали: «Правый галс, бакштаг».
С учетом того, что мы постоянно менялись ролями (кто-то на руле, кто-то на шкотах стакселя, потом грот поставили, нужно было его отпускать и натягивать), обучение получилось очень интенсивным.
Сначала предполагалось, что после двухчасовой сессии на воде у нас будет перерыв. Но мы в итоге совместно решили, что будем ходить четыре часа без перерыва. Я думаю, это было правильное решение: под конец что-то более-менее начало получаться.
Нужно очень много времени потратить, чтобы начать ощущать лодку. В том, чтобы делать что-то по отдельности, нет ничего сложного. А вот тогда, когда нужно действовать сообща, происходит неразбериха.
Очень хотелось, чтобы кто-то говорил, что делать.
Однако инструктор не стал облегчать нам задачу: он выбрал тактику, при которой мы должны были сами начать понимать, что нужно делать в каждый конкретный момент. Прямых команд он не давал.
Если бы я пошел заниматься, я, наверное, выбрал бы такой вариант, чтобы можно было быть только вдвоем с инструктором на одной лодке. Либо втроем, но чтобы не просто кто-то что-то натянул, а объяснил, почему он сейчас это сделал. Иначе невозможно понять.
В целом мне понравилось. Я не представлял себе изначально вообще ничего, у меня не было каких-то иллюзий, мне не с чем было сравнивать. Я для себя понял, что яхтинг — это очень крутое средство для перезагрузки мозга. Ты не думаешь о том, намокнет ли твой телефон, ты не думаешь о работе. Просто не успеваешь.
В качестве активного отдыха — для того, чтобы перезагрузить голову, — это потрясающе.
Я бы пошел дальше учиться. Но с кем-нибудь, кто ходил бы со мной в одно и то же время, чтобы притереться не только к лодке, но и к команде. И желательно, конечно, с одним и тем же инструктором. Я думаю, если бы постоянно менялась и лодка, и команда, то это была бы бесполезная трата времени и денег.
Анастасия Носова, редактор
До этого занятия у меня был некоторый парусный опыт, но я никогда не выходила на воду на спортивной яхте и не работала с бермудским вооружением. Все-таки между традиционной деревянной парусно-гребной лодкой с прямым парусом и монотипом Beneteau — огромная пропасть. Поэтому, так как с той теоретической базой, которую нам дали на занятии, я в целом была знакома раньше, главные мои ожидания были связаны именно с тренировкой на воде. Не терпелось познакомиться с абсолютно новой для меня по конструкции лодкой с совершенно новым парусным вооружением.
Мне кажется, что пропорция «немного теории и много практики» — это идеальное решение для тех, кому интересна роль рулевого.
В классе на берегу можно, например, научиться без запинки называть курс судна относительно ветра. Но какой в этом толк, если, сев на руль, ты плохо чувствуешь лодку? Если даже при умозрительном понимании того, что нужно сделать, чтобы увалиться, привестись, сменить галс или развернуться, ты невольно меняешь курс слишком сильно?
По сравнению с теми лодками, которыми мне доводилось управлять раньше, Platu гораздо более верткая и отзывчивая. Иногда даже слишком. Заставить ее делать именно то, что нужно тебе, оказалось не так-то просто.
За то время, что длилось наше занятие, кажется, я едва-едва начала понимать эту лодку: какая у нее инерция, как она реагирует на движение руля, когда ее начинает кренить и насколько сильно.
Мне кажется, быть хорошим рулевым можно научиться, только проведя долгие часы на воде — пробуя и ошибаясь. На словах это объяснить точно нельзя. Понять, глядя на других — тоже.
Интенсив оказался очень выматывающим психологически. От постоянной смены роли шкотовый-рулевой-шкотовый в сочетании с необходимостью пересаживаться при откренивании оставалось ощущение непрекращающейся суеты, от которой быстро и сильно устаешь. Становится сложно сосредоточиться на сочетании ветра и курса и на том, как в соответствии с ними необходимо изменить положение паруса.
Добиться того, чтобы развороты происходили по четко отработанному алгоритму, у нас, кажется, так и не вышло. Это нормально — с учетом первого выхода на воду, но все же немного обидно.
Мне кажется, такое занятие — хорошая возможность в первый раз, «одним глазом» взглянуть на парусный спорт и хотя бы предварительно понять, а хочешь ли ты вообще связываться с ним, или же гораздо более предсказуемого и стабильного мотора для передвижения по воде тебе вполне достаточно.
Ждать же от двух коротких или одного длинного занятия каких-то невероятных результатов, ждать ощущения, что «я теперь профи и могу сам выходить на такой лодке на воду», было бы, на мой взгляд, наивно.
помимо всего — это, безусловно, отличный способ провести выходные.
Положительные эмоции практически обеспечены. Вне зависимости от цели, с которой человек придет в «Галс», он вряд ли пожалеет о потраченных деньгах.
Я живу не так далеко от Пироговского водохранилища и теперь всерьез задумалась о том, чтобы в будущем получить шкиперские права на управление парусником именно здесь. По-моему, курсы PROyachting для достижения этой цели — правильный выбор. Хотя, возможно, имеет смысл сходить на подобные «вводные» занятия в разные парусные школы, прежде чем остановиться на одной из них.