Кому подойдут тренировки на «Лазерах», зачем это нужно, что ждет новичка на занятиях и как к ним подготовиться
Формат парусных тренировок на легких одиночных швертботах в последнее время набирает популярность. Новый курс на «Лазерах» открылся в школе PROyachting на Водном стадионе в Москве. Разбираемся, кому подойдут тренировки на швертботах и зачем люди пересаживаются с больших килевых яхт на этих неустойчивых «малышей», готовых в любой момент перевернуться.
Что такое «Лазер» ?
«Лазер» — это класс легких одиночных гоночных яхт длиной четыре метра. У них нет тяжелого свинцового киля, который не дает переворачиваться, но есть шверт — выдвижной плавник кинжального типа, который вставляется в швартовый колодец, как меч в ножны. Шверт поднимается и опускается с помощью специальной веревки — швертали. На курсах против ветра шверт всегда должен быть опущен — так лодка лучше сбалансирована, и у нее меньше дрейф. Кроме того, шверт создает боковое сопротивление, которое уменьшает риск опрокидывания при сильном ветре. На полных курсах шверт можно приподнять.
Существует три разных типа «Лазеров» — «Лазер 4.7», «Лазер Радиал» и «Лазер Стандарт». Их корпуса идентичные; отличаются они только высотой мачты и площадью единственного паруса. «Лазер» подбирается, исходя из веса яхтсмена. Так, Laser 4.7 с парусом площадью 4,7 м² подходит для спортсменов весом 45–55 кг — чаще всего на него с еще более маленького «Оптимиста» пересаживаются подростки. Laser Radial с площадью паруса 5,76 м² позиционируется как лодка для девушек, оптимальный вес для него — 55–75 кг. Стандартный Laser имеет площадь паруса 7,06 м² и подходит для яхтсменов весом 75–85 кг. Это, впрочем, не означает, что более тяжелый человек не сможет сесть на «Лазер» — он выдерживает до 100 кг. Однако, если вы думаете о том, чтобы серьезно гоняться в этом классе, то лишний вес (как, впрочем, и его недостаток) будет мешать вам достичь высоких результатов.
Почему? Очень просто. Гонщики на «Лазере», которые тяжелее своих лодок (вес швертбота — всего 58 кг), используют собственную мышечную массу, чтобы разогнать лодку. Теоретически, многие приемы, связанные с перемещением положения тела на яхте во время регаты и искусственным разгоном лодки, запрещены. На практике — почти все гонщики-лазеристы гоняются очень агрессивно и отследить нарушения практически невозможно. В «Лазере Радиале» и «Лазере 4.7» эта практика не так распространена, однако и там применяются некоторые хитрости — торкинг (повторяющиеся вращения туловища) в сильный ветер на лавировке против ветра и одиночные раскачивания лодки в ситуации, когда ветер очень слабый.
Даже если вы не собираетесь на чемпионат России в классе «Лазер», лучше сразу понимать, что класс этот энергозатратный и физически очень требовательный.
Кому это нужно?
Любому, кто хочет действительно научиться понимать ветер, настраивать парус, рулить парусной яхтой и разбираться в стратегии и тактике парусных гонок.
«Лазер» выгодно отличается от килевой яхты тем, что предназначен для одиночек. Это значит, что вы — один на лодке и вся полнота управления — в ваших руках. Вы самостоятельно принимаете решения и несете за них ответственность. Вы не зависите от команды — вам проще выстроить график тренировок и соревнований. Вы можете заниматься в том темпе, в котором комфортно именно вам — инструктор подстроится под ваши цели и особенности усвоения нового материала.
«Лазер» подойдет как совсем новичкам, так и тем, кто уже имеет опыт хождения на килевой яхте. Знаю по себе: можно постоянно ходить участвовать в регатах на килевых яхтах, в команде с профессиональным шкипером, и научиться только… хорошо выполнять команды, выучив пару мудреных яхтенных словечек. «Лазер» же учит думать самостоятельно.
Даже опытные гонщики, успешно выступающие на килевых яхтах, приходят в «Лазер», чтобы повысить свой уровень. Например, один сезон на «Лазере» в парусной школе PROyachting откатала Лера Коваленко, шкипер команды ArtTube — чемпиона J/70 Monaco Winter Series на протяжении двух последних лет.
«Лазер» — это олимпийский класс. Что означает, что при должном усердии на нем можно вполне докататься до участия во всероссийских и международных регатах. Конечно, чтобы выйти на такой уровень, нужно много заниматься — как минимум несколько раз в неделю на протяжении полугода.
Но если вы не строите планов по завоеванию мира, а просто хотите гонять в свое удовольствие, если имеете шкиперские права, но боитесь самостоятельно брать в аренду круизный парусник, чтобы походить с друзьями по Адриатике или Средиземноморью, то «Лазер» — тоже история о вас, он поможет научиться чувствовать ветер и лодку и значительно более уверенно себя вести на руле.
Маленький и юркий, швертбот очень отзывчив и не терпит суеты, хотя работы на нем очень много. Приготовьтесь к постоянным «ныркам» под низкий гик и жесткой откренке, в которой участвует вся верхняя половина корпуса. Все эти телодвижения нужно будет совершать стремительно, своевременно и при этом очень плавно.
К чему быть готовым на первом занятии на «Лазере»?К купанию
Для первого занятия лучше выбрать погожий денек. Швертбот, в отличие от килевой яхты, легко перевернуть. Одно неловкое движение во время смены галса может вылиться в слишком большой крен и полоскание паруса. Начинающий спортсмен при этом неизбежно оказывается в воде. Его задача — встать на шверт и своим весом вернуть лодку в нормальное положение (яхтсмены говорят — «поставить на ровный киль»). Более того — вас могут попросить намеренно перевернуть лодку, чтобы научиться ее восстанавливать. Не пугайтесь, это нормально. Малый вес — это не только угроза опрокидывания, но и большой запас плавучести, так что сделать это относительно легко даже девушке или подростку.
К тому, что инструктор залезет к вам в лодку и некоторое время будет ходить вместе с вами
«Лишний» человек на борту одноместного швертбота не слишком хорошо влияет на его скоростные качества, зато вам будет гораздо спокойнее и вы сможете задать все интересующие вас вопросы. В дальнейшем можно выбирать формат занятия: инструктор тренируется с вами на другом «Лазере» или следует за вами на катере. В «Прояхтинге» первый вариант дороже второго (3000 в час против 2500 в час). Следующий уровень продвинутости — групповые тренировки, когда вы гоняетесь в небольшой группе под присмотром инструктора на катере. Здесь уже отрабатывается стратегия и тактика гонок — вы соревнуетесь между собой по стандартной схеме с двумя знаками (подветренным и наветренным) и стартовой линией, которая одновременно является и линией финиша.
Выход на воду без инструктора значительно дешевле тренировки с инструктором (1000 рублей в час в PROyachting), но до этого уровня нужно еще дорасти. Вам доверят «Лазер», если вы уже уверенно им управляете и точно не врежетесь в причал или проходящую мимо моторку. Safety first.
К отсутствию теоретической части
Любители поспать на лекциях в универе — тут вам нечего делать. Практика, практика и еще раз практика — примерно так проходят тренировки на «Лазере». Инструктор PROyachting Никита Климентьев руководствуется поговоркой «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать», и он абсолютно прав: даже зазубрив названия курсов относительно ветра, на воде вы, скорее всего, поначалу будете путать подветренный борт с наветренным.
Что надеть на тренировку на «Лазере»?
Не забывайте о периодических купаниях и о том, что при спуске швертбота на воду вы обязательно намочите ноги. Поэтому неопрен — ваше все. Гидрокостюм с усилениями на коленях и ботинки из неопрена — лучшая экипировка для начинающего «Лазериста». Плюс страховочный жилет. Самый дешевый вариант экипа можно найти в «Декатлоне»: полностью одеться на тренировку здесь удастся за 10 тыс. рублей. Не забудьте о перчатках для парусного спорта — рекомендовала бы с пальцами. Пристегивающаяся к воротнику кепка — мастхэв в солнечный день, иначе блики на воде будут ослеплять.
Вместо эпилога
Итак, пойти тренироваться на «Лазере» стоит:
Тому, кто уже ходит на килевых яхтах и хочет прокачать свой уровень.Тому, кто только попробовал парусный спорт и хочет участвовать в регатах, но нет команды или не хочется зависеть от других членов экипажа (Вася сегодня может на тренировку, а завтра нет, Маша всегда опаздывает и т. д.)Тому, кто просто немножечко интроверт, и кому импонирует идея остаться наедине с ветром и волной.Тому, у кого достаточно упорства, денег и свободного времени. Час тренировки с инструктором стоит 2,5–3 тыс. рублей, а длится она минимум 2 часа. Бонус: научившись, вы сможете выходить на воду самостоятельно, и это будет стоить в три раза дешевле. А еще можно купить «Лазер» или его российскую версию «Луч» и вообще ничего никому не платить: лодка относительно недорогая (200–300 тыс. рублей за б/у вариант), легкая, перевозится на багажнике машины и хранится в гараже. Кроме того, она не устаревает — класс имеет четкие стандарты и эволюционирует крайне медленно, так что продать «Лазер» можно будет примерно за те же деньги. Пересесть с «Радиала» на «Стандарт», или, наоборот, на 4.7? Легко: просто докупаете к стандартному корпусу верхнюю секцию мачты и соответствующий парус.