Виктория Васильева занимает должность главы подразделения PROyachting на курорте «Имеретинский» в Сочи с 2015 года.
С тех времен поменялось многое: пост-олимпийская Имеретинка выросла и превратилась в федеральную территорию Сириус. Благоустроенный, современный район с широкими возможностями для отдыха, тренировок и организации спортивных мероприятий. Это совершенно новый по духу российский Юг, где стоит побывать каждому.
Если вы попробовали яхтинг и поняли, что больше всего вам интересна его спортивная составляющая: соревновательный дух, гонки, и вы хотите развиваться в этом направлении, то Имеретинка станет идеальной базой для тренировок, а Виктория — профессиональным наставником.
Ее опыт в парусном спорте — 27 лет, среди воспитанников — мастера спорта и кандидаты в мастера спорта, многие из которых попали в молодежную сборную и занимают призовые места первенств России.
Виктория рассказывает, какие возрастные ограничения у парусного спорта, почему на курорте «Имеретинский» можно проводить парусные тренировки на мировом уровне, и, конечно, отвечает на извечный вопрос новичков — как справиться с морской болезнью.
В парусный спорт я попала довольно поздно — в 13 лет, хотя в ДЮСШОР принимают до 12. Но я была спортивная, хорошо плавала, бегала, умела подтягиваться и отжиматься, поэтому меня приняли и автоматом зачислили.
В первый раз мне не очень понравилось: мокро, холодно, ничего не понятно. Получила гиком по голове — все по классике. Но через два дня пришла снова — сама не знаю почему. Из-за того, что поздно начала, я пропустила «Оптимистов» с их большим флотом и сразу села на «Кадет».
Тренироваться осознанно начала лет в 15. Поняла, что под парусом нужно ходить не просто так, а тренироваться, гоняться, совершенствоваться, выигрывать первенства России и отбираться на международные регаты. И сразу пошел результат. К 11 классу уже точно знала, чем буду заниматься после школы.
Потом были «семидесятка», юниоры, институт физкультуры. 8-9 месяцев в году находились на сборах и регатах, но учиться все равно успевала. Я на свободном графике была: когда дома, все учила, делала, ходила и сдавала. Потом уезжала тренироваться, приезжала и снова сдавала. Главное — все грамотно спланировать.
Свои выступления хорошо помню — какие-то моменты, гонки, регаты, но выделить что-то конкретное не могу: они все складываются в одно целое. Много выступали на Балтике — например, в Польше или немецком Киле. Но больше всего мне нравилось в Атлантике — там довольно сложные условия с течениями, отливами, приливами. А где сложнее, там мне всегда было интереснее.
Хорошо выступала в слабый и средний ветер. Это когда ты сидишь спокойненько, смотришь по сторонам, как все вокруг меняется. Тогда и скорость хорошая, и с настройками не было проблем. Правда, сейчас уже гонки прекращают в такую погоду, особенно если ветер заходит больше 30 градусов на первом участке. В этом случае дистанцию переставляют. А раньше, даже если ветер на 180 зайдет, все равно могли финиш принимать.
Например, в Киле была такая гонка хорошая: мы и так шли неплохо где-то в районе 15-го, потом пришел густой туман.
В какой-то момент вообще потеряли всех соперников. Потом поворот туда-сюда, солнышко выходит, туман рассеивается, и раз — мы уже пятые идем!
В PROyachting попала шесть лет назад. В какой-то из дней позвонил Миша, сказал, что Катя Скудина (прим. ред.: Екатерина Скудина основала компанию PROyachting вместе с Михаилом Кондратьевым в 2013 году) прилетает в Сочи смотреть площадки, и нам бы надо встретиться. Я тогда работала тренером в Центре олимпийской подготовки в Сочи.
Мы встретились, пообщались, посмотрели порт «Имеретинский», и я как местный житель высказала свои мысли по поводу организации стоянки. А после этого Миша с Катей очень быстро приняли решение ставить флот в Сочи, и мы договорились, что я приму в этом проекте участие. Прилетела в Москву дня на три, посмотрела, как что работает, получила вводные и уже через пару недель встречала флот в Сочи. Это был апрель 2015 года.
Что мне нравится в команде PROyachting — это профессионализм. А подобное притягивается к подобному.
Здесь, в Сочи, мы тоже стараемся работать максимально профессионально, постоянно продолжаем учиться и развиваться. Флот стоит в хорошем состоянии, мы круглый год проводим любительские регаты, обучение, корпоративы.
Основная сложность — квалифицированные шкиперы. Приходится искать среди спортсменов, воспитывать своих. К счастью, нам это хорошо удается.
Имеретинка — район молодой, до 2010 здесь был пляж, затем до 2014-го — грузовой порт, а к Олимпиаде построили марину. В начале обстановка была строгая: заборы, проходные, списки и паспортные данные. Сейчас об этом уже мало кто помнит — может быть, только участники нашей первой зимней серии регат Sochi Winter Cup.
Сейчас здесь все привыкли к яхтам, марина и район развились. Здесь есть где жить и остановиться, есть где отдыхать и развлекаться. В порту, помимо PROyachting, в основном, работает сплошной прокат.
На мой взгляд, надо больше развивать морскую культуру и парусный спорт. С одной стороны, делать этот вид спорта доступным, с другой — поддерживать профессиональный уровень. Зачастую бывает, что на яхтах работают люди с минимальным опытом и знаниями, которые не всегда способны оценить риски сложной погоды.
Вообще, порт «Имеретинский» — отличная база для тренировок спортсменов с разнообразными условиями. Здесь и течения бывают большие, и разная волна, и ветер дует с разных направлений.
Летом преобладают одни, зимой — другие. Такое разнообразие — большой плюс для спортсменов, ведь чтобы хорошо гоняться, им нужен определенный опыт. Побывав в разных ситуациях, ты уже знаешь, как нужно действовать. Когда первый раз получаешь опыт, можешь угадать, а можешь ошибиться, но в любом случае все запомнишь и дальше уже будешь использовать багаж знаний себе на пользу.
Например, Екатерина Зюзина — член сборной России в классе Лазер-радиал — перед Олимпиадой в Токио выбрала именно Имеретинку в качестве базы для подготовки.
Здесь она могла выполнять определенный объем «береговой программы» (тренировки на спортивной площадке, велосипеде) и тренироваться на воде — многие условия совпадали с акваторией в Эносиме, в том числе жара и влажность. К тому же, здесь просто интересно.
В Имеретинке есть все, чтобы проводить спортивные сборы на мировом уровне, и брать короткие тренировки.
Единственная трудность — это глубины при выставлении дистанции, но как только радиоуправляемые буи станут более доступными, и эта проблема решится.
Таким буям задаешь GPS-точку, и они с помощью моторчиков удерживаются в нужном месте — несмотря на волну и течение, стоят как вкопанные.
Сейчас такие приспособления используют на озере Гарда и в Монако. Думаю, через 2-3 года они станут реальностью и для нас.
Интересна Имеретинка и для яхтенного туризма. Но, конечно, нужно развивать причалы. А если бы еще с Абхазией и Грузией решить все вопросы и наладить движение, будет вообще прекрасно.
Плюс яхтинга в том, что ему все возрасты покорны — я в этом абсолютно убеждена. Единственное, конечно, нужно выбирать правильную яхту, правильную позицию и не забывать про правильную экипировку.
Например, пару лет назад в нашей воскресной регате участвовала семья из трех поколений: дедушке было 80, его дочке в районе 40, а внуку 10 лет. Ну, а 50-60-летние постоянно гоняются.
А вот детей раньше 8-9 лет я не советую отдавать в парус. Ребенок должен быть подготовлен физически — например, уметь плавать. В более раннем возрасте можно пробовать находиться на яхте, играть, привыкать, но в тренировках не вижу смысла. Для детей, прежде всего, важно найти хорошее учреждение. Учиться можно много лет и в нужном возрасте, но не там и не тому. А переучиваться сложнее.
Самой мне интереснее заниматься уже со зрелыми спортсменами, которые соображают, что и зачем делают, хорошо замотивированы. Это могут быть и «Оптимисты» 13-14 лет, и 15-17-летние юниоры. Для подростков мы разработали программу Sochi Junior Training.
Интересно работать с теми, кто работает на результат. «Покатушки» тоже, конечно, приятны — просто выйти на воду и отдохнуть. Но лучше, когда есть векторная направленность, есть пункт А и пункт Б, куда нужно двигаться.
Прийти в парусный спорт можно и в 30 лет. Но если вы ставите перед собой определенные спортивные цели, то нужно понимать, сколько времени вы сможете уделять тренировкам: час, два, три или десять в неделю.
Для быстрого развития нужен объем и системность. Можно походить сначала с разными тренерами, чтобы найти для себя основного инструктора, с кем комфортно работать. Понять, кто как дает информацию, настроены ли вы на один лад.
Я всегда советую выделить минимум три часа в неделю и найти хорошего инструктора-тренера, чтобы не метаться, и движение было направленным. А еще хорошо почитать специальную литературу. Гоночной литературы не так много, поэтому всю доступную надо читать, смотреть, изучать.
Виртуальная реальность входит в нашу жизнь, но лично я предпочитаю реальные гонки. Впрочем, думаю, небольшой плюс для спортсменов у них есть. Играя в эту игру, ты видишь объемную картинку — это может в какой-то мере развить видение того, что происходит: ветер, движение каждой яхты, правила и реакции.
Развить видение помогут и просмотры записей гонок, например, Олимпиады или медальных гонок на крупных стартах.
Первая задача — это научиться управлять яхтой.
Вторая — настраивать паруса и уметь разгонять яхту.
Третья — конечно же, тактика. О ней можно много говорить на берегу — о том, как действует гонщик, как он принимает решения — но всегда нужен определенный объем гонок и определенный объем ошибок, анализа, исправления, чтобы выработался механизм правильного принятия решений. Чтобы ты автоматически получал ответ, как действовать в той или иной ситуации.
В гонке, когда все происходит быстро, ты уже не задумываешься — получаешь ответы из набранного опыта.
Есть такие моменты, которым и научить-то невозможно — это так называемая чуйка. Здесь главное понаблюдать: у кого она есть — не сбивать, у кого нет — пробовать научить по-другому видеть ситуацию.
Это не только сложное, это самое интересное. Есть специальные приемы. Например, не объяснять, что делать, а отрабатывать на тренировках определенные элементы. Тогда они, как пазлы, сами складываются в картину. Это техника, тактика и физиология — ничего больше. А вот правила — это просто: их надо учить и уметь ими пользоваться.
От нее никто не застрахован. И когда ты уже на воде, в море — справиться с ней трудно. Можно занять удобное положение, смотреть на линию горизонта, даже лечь, если необходимо. Но если уже начало укачивать, терпеть это тяжело. Поэтому лучше заранее подготовиться: меньше есть перед выходом в море, тренироваться на берегу: есть упражнения для разработки вестибулярного аппарата. В основном, это вращения головой с закрытыми глазами, имитация качки на берегу.
Если вы склонны к морской болезни, за полчаса до выхода в море выпейте таблетку от укачивания.
Хорошо начать с курса для новичков Sochi Weekend Training — это вводный курс для тех, кто заинтересовался яхтингом, но пока не понимает, что же это такое. За выходные люди знакомятся с яхтой и основными маневрами, с терминами и названиями, понимают, куда хотели бы двигаться дальше.
Кто-то выбирает спорт, кто-то начинает обучение на шкипера, кого-то привлекают путешествия. Двух дней достаточно, чтобы понять, что нравится.
Каждое воскресенье мы проводим любительскую регату Sochi Sunday Race — любой может прийти и попробовать, что такое гонки на парусных яхтах. Никакой специальной подготовки для участия не требуется. По ходу действия инструктор с юмором и терпеливо рассказывает, что к чему. То есть, это мероприятие специально придумано для того, чтобы у людей была возможность ознакомительно выйти в море, но в формате регаты.
Почему-то многие верят, что стать шкипером — это просто. Достаточно пройти, например, 8 000 миль — и все. Но набрать объем не проблема, главное, пока ты набираешь мили, получить еще и знания и научиться максимально опираться на свои силы и учиться на своих ошибках.
Быть ответственным за яхту и экипаж сложно. Для этого нужно много практиковаться, причем качественно. Человек, который в 30-40 лет решил заняться яхтингом, должен набрать определенный опыт и выстроить план тренировок, исходя из того количества времени, которое он готов им посвятить.
Обычно, когда набираю новых шкиперов, всегда их проверяю: даю лодку и предлагаю выйти самостоятельно со своими друзьями. Смотрю — и сразу все понимаю. К сожалению, не всегда пройденные мили обозначают, что человек готов быть шкипером.