В Москве нет воды. Мы привыкли к этой концепции. Никто не считает Москву-реку достойным поводом купить катер или научиться ходить под парусом, даже несмотря на то, что яхта – самый экологичный вид транспорта и идеальный способ изолироваться от всех и каждого. И очень зря.

Во-первых, яхтинг – отличный спорт и нагрузка для мозга одновременно. Ставить паруса, удерживать курс, тянуть фалы, добирать шкоты, разоружать лодку и раскачивать яхту (в совершенно безветренную погоду это единственный способ сдвинуться с места – физически тяжелая работа. Вы действительно можете подкачаться и существенно улучшить свою ловкость и скорость реакции. Но помимо этого, вам придется анализировать ветер, разбираться с углами и циклонами, изучать курсы и вспоминать физику. 

Во-вторых, даже в Москве есть где ходить под парусом – в Строгинской пойме или на Водном стадионе очень приятно пару часов провести на воде в свое удовольствие или гоняясь в регате. 

В-третьих, вы всегда можете отправиться в Подмосковье и ходить по различным водохранилищам, в какой-то момент причалить к берегу, поесть шашлыков и даже выспаться в палатке. Этакая мобильная дача. Не говоря уже про Питер и десятки прибрежных городов. 

В-четвертых, получите базовые навыки в Москве, сдайте, например, на права ВФПС (это права Федерации парусного спорта, которые позволяют ходить на яхтах без мотора, отличный старт), а потом отправляйтесь на курсы IYT, чтобы получить международную корочку. После этого сможете брать лодку в чартер в любой стране мира.

В-пятых, если пока не можете никуда выбраться за границу, поезжайте в Сочи или другой курортный морской город, где яхтенные сезоны длятся круглый год. Кстати, когда сезон в Москве закончится, можно отправиться в Сочи на обучение. В основном базовые курсы, направленные на получение главных навыков и прав ВФПС, длятся около 10–15 дней. Отличный намечается отпуск. 

Если мы вас не убедили, что яхтинг – отличный досуг даже для москвича, вот мнение двух экспертов из главных яхтенных школ столицы. 

Екатерина Скудина

Основательница компании PROyachting, чемпионка мира и Европы по парусному спорту

Зачем в Москве вообще заниматься яхтингом?

Заниматься в Москве яхтингом стоит только по одной причине – это здорово и приносит удовольствие! Яхтинг – это история про эмоции, знакомства, интересное общение, новые горизонты, при этом сейчас парусный спорт стал частью активного городского досуга, а не экзотикой, как это было несколько лет назад.

Начать заниматься яхтингом очень просто. В Москве PROyachting находится на Водном стадионе, это доступная локация – из центра до нас легко добраться за 15–20 минут. Особой физической подготовки не требуется, не нужна специальная экипировка – одевайтесь в удобную спортивную одежду. Не стоит переживать по поводу возраста и волноваться, что вас не отдали в парусную школу в 6 лет. Вам 25, 45 или 55 – приходите и наслаждайтесь.

И главный момент, который всех волнует – цены. У яхтинга имидж дорогого вида спорта, но в данном случае это абсолютно не так. Например, тренировка для новичков в Москве стоит 2000 рублей за два часа, участие в любительской регате – 3000–4000 рублей. При этом впечатлений вы получите гораздо больше, чем от похода в ресторан или фитнес-зал.

Как проходит обучение на яхтсмена?

Яхтинг бывает разным – это и участие в гонках, и круизные плавания в Средиземном море, и тренировки на Химкинском водохранилище. От того, что вам ближе, зависит глубина погружения и темы для освоения. Точно не нужно начинать обучение яхтингу, засев за учебники. Ходите на тренировки, участвуйте в любительских регатах, знакомьтесь, соберите свою команду. Главное – понять, какой аспект привлекает лично вас и от чего вы получаете удовольствие.

Как проходит процесс получения российских и международных прав?

Сейчас нет универсальных документов, которые действовали бы и в России, и за рубежом, поэтому для разных целей вам понадобятся разные права. Мы обучаем как на российские права по стандартам Всероссийской федерации парусного спорта, так и на международные по системе International Yacht Training (IYT). 

Права ВФПС нужны прежде всего тем, кто любит парусные гонки и планирует участвовать в российских соревнованиях. Хотя их принимают в популярных для чартера направлениях, таких как Турция и Черногория. 

Права IYT принимают практически во всем мире – это лучший вариант для путешествий под парусом. Процесс получения лицензии шкипера в обоих случаях схож – вы изучаете теорию и доводите до автоматизма практическую часть, а затем сдаете соответствующие экзамены. Только в случае с международными правами теория обширнее, а практика занимает больше времени и проходит за границей.

Какой опыт практики нужен, чтобы спокойно взять яхту в чартер?

Настоятельно рекомендуем проходить обучение у профессионалов и не экономить на времени обучения, поскольку это напрямую влияет на вашу безопасность на воде. Не доверяйте тем, кто обещает быстрое обучение и выдачу прав. Даже двухнедельной практики, которую вы проходите, обучаясь на международные права, недостаточно для того, чтобы стать полностью самостоятельным шкипером. Море – это стихия, и в жизни всегда возникают какие-то непредвиденные моменты, которых не было в учебнике. Чем больше практики, тем лучше – у вас выработается навык спокойного поведения в сложных ситуациях.

После получения прав сделайте еще как минимум 1–2 чартера/перехода в качестве помощника капитана. Дальше – смотрите по своим ощущениям, если вы не чувствуете уверенности в своих силах, то лучше еще походить вместе с опытными товарищами.

Статья на сайте GQ Russia