Как спортивное прошлое помогает в бизнесе? Чемпионка мира по яхтенному спорту, владелица компании PROyachting Екатерина Скудина — о правилах деловой навигации.

Конечно, мне и раньше было ясно, что спортивная карьера когда-то закончится. Но все равно выход из спорта оказался жестким: после августа 2012-го я полгода вообще не представляла, как будет складываться моя жизнь. Вывод: на любую ситуацию стоит смотреть трезво. Воспитывайте в себе это ценное качество.

Если вы, как и я, — лидер по натуре, то вряд ли сможете находиться в подчиненной позиции. Стремитесь к собственному проекту, так вы сохраните цельность натуры и нервы.

Когда наступает момент сменить сферу деятельности, нужно оценивать, что ты реально можешь. Чтобы стать успешным, надо быть профессионалом в этой области. Не было бы успеха PROyachting, если бы я не провела в яхтинге 20 лет. К тому же я получила профильное образование в области экономики и менедж­мента — и на этом фундаменте строила дальнейшую карьеру.

«Мы ─ пионеры в своей области, конкуренция пока не давит»

В бизнесе важна идея. Мы первые заговорили о том, что яхтинг – это не только спорт. Это отличный способ провести свободное время. Идея досугового яхтинга лежит в основе моего проекта. К тому же мы не просто показали людям красоту паруса, но избавили от сложностей с содержанием яхты (все эти хлопоты на стороне моей команды).

Моя цель – развивать бизнес до того прекрасного момента, когда большинство войдет во вкус яхтинга. В 2004 году я искала спонсоров к своей первой Олимпиаде, и приходилось долго объяснять, что такое «ходить на парусной яхте». К следующей Олимпиаде, в 2008 году, многие уже были в курсе. А еще через четыре года мне улыбались: «Да мы и сами на отдыхе брали яхту». Надеюсь, пять лет существования PROyachting поспособствовали этой тенденции. По статистике агентств, уже 200 тысяч россиян берут яхты в чартер за границей. Жду преодоления миллионного рубежа – это станет показателем, что яхтинг в стране наконец-то развивается.

Многозадачность бизнеса – к ней меня подготовил спорт. Идти к Олимпиаде было нереально сложно: там ты и тренер, и пиарщик, и спортивный врач, и спонсоров ищешь, и презентации составляешь, и отчетности... В бизнес-проекте тоже масса составляющих и надо быть на высоте, но мы – пионеры в своей области, конкуренция пока не так давит.

«Спорт учит: что бы ни происходило, нужно вставать и идти дальше»

Олимпиада научила тому, что если ты сейчас не успел, то через час будет поздно. А в бизнесе, по идее, ты можешь продолжить и завтра. Олимпиада – это спринт, бизнес – марафон. Нужно настроиться: это многолетняя история, которая требует стратегического видения. И все же из офиса я часто выхожу после 9–10 вечера.

Важно понимать, для чего ты все это делаешь. Определиться и принять: ровно такую цену я готова платить, иначе невозможно. Ресурсы не бесконечны. Олимпийский опыт и здесь помог: пока нагрузка не кажется запредельной.

Для меня спорт стал хорошей школой: одна гонка получилась, а другая нет, хотели первое место мирового рейтинга, а заняли второе. Он учит: что бы ни происходило, нужно вставать и идти дальше. Я стараюсь не тратить энергию там, где от меня ничего не зависит, – просто делаю шаг назад и занимаюсь тем, что могу изменить.

Мне важно доверие. Если человек по-настоящему хочет быть в деле, то приложит экстраусилия. У нас маленькая команда, всего десяток человек, и важно, чтобы каждый не только закрывал свой сектор, но и привносил идеи. На моей энергии, конечно, можно ехать долго, но объединить усилия куда лучше. PROyachting – команда единомышленников. Все мотивированы, всем нравится то, что они делают, и каждый развивается, растет.

Статья в журнале Marie Claire