Александр Екимов — председатель правления Снежинской Федерации парусного спорта. В 2018 году Александр выступил тренером команды «Таватуй», завоевавшей чемпионский титул в классе Melges 32. Также он занял 3-е место на Чемпионате мира в классе RC44 (команда «Броненосец»), активно участвовал в регатах Национальной парусной лиги, Swan, Melges 20 и других классах. За свой вклад в развитие детского яхтинга и успехи на международных соревнованиях Александру досталась главная награда премии «PROyachting. Человек года» 2018.

— Расскажи, как и когда ты пришел в парусный спорт?


Мои друзья начали заниматься парусом чуть раньше и предложили сходить в яхт-клуб с ними, вдруг понравится. Говорили: «Там хорошо, весело, ОФП». Так, в возрасте 8 лет, в марте, я пришел в яхт-клуб. Все началось с теории, большая часть который была направлена на управление яхтой. Мне все очень понравилось, и в мае я уже начал осваивать «Оптимист».

— А на каких еще классах ты гонялся?


«Оптимист», «Кадет», «Луч-Радиал», «Луч», «Лазер» — это что касается сборной России, юношеской и молодежной. А дальше начался период матч-рейса. У меня был тренер Никифоров Евгений Юрьевич, который активно занимался этим направлением. Мы собрали экипаж и стали участвовать в различных регатах, в том числе первого грейда — это было очень престижно. Именно матч-рейс сподвиг меня двигаться дальше в профессиональный яхтинг. На матч-рейсе я вырос. Стал участвовать в экипаже Евгения Неугодникова: собрали молодежный экипаж и покорили много регат, порядка 15–20 в год различного уровня в составе Корнев, Неугодников, Кривов, Екимов. Также с нами гонялся Беспутин Константин. Мы просто брали машину, выезжали в Европу и гонялись там по максимуму.

— Чем тебя зацепил яхтинг в детстве?


Во-первых, был азарт. Тогда у нас был хороший юношеский коллектив, достаточно конкурентный. Во-вторых, наверное, преодоление неизвестного, потому что в парусном спорте ты покоряешь также саму природу. Мы можем предполагать все, что угодно, но погода — она всегда вносит свои новшества и сюрпризы. Еще меня всегда в детстве привлекала вода. Совокупность всех этих факторов и сыграла свою роль.

— С годами твое отношение к парусу поменялось?


Парус в итоге превратился в мое хобби и мою работу. То есть это — любимое дело. И, конечно, в парус с годами я все больше и больше влюбляюсь. Я до сих пор гоняюсь где только возможно, пытаюсь развивать парусное движение у себя в городе.

— Как так получилось, что ты стал работать в Снежинской Федерации парусного спорта? С чего все началось?


Вначале я был спортсменом-инструктором в городе Снежинске, потом мне предложили набрать группу. И, помимо того, что сам участвовал в регатах, начал тренировать детей. Некоторые из них стали мастерами спорта. Вот так, постепенно, я стал неким двигателем парусного спорта в городе. В 2007 году мне предложили возглавить Федерацию.

— Расскажи подробнее о ее работе: какие проекты сейчас ведете.


С 2014 года мы стали участвовать в грантовых направлениях. Мы получили поддержку проекта Детские паруса от Росатома. В Уральском крае есть большая система озер, по которой можно пройти через проливы. Это прекрасная возможность для детей путешествовать под парусом с различными познавательными занятиями в краеведческой и атомной областях. Спустя несколько лет мы поняли, что хорошо бы разбавить это путешествие соревнованиями. И в 2016 году в рамках данного проекта организовали региональные соревнования. Участники остались довольны, и возникла идея провести всероссийские соревнования. В 2018 году мы воплотили в жизнь данный проект и впервые провели Детский кубок Росатома со статусом всероссийского мероприятия.

Помимо этого, мы участвовали в конкурсе на президентские гранты, благодаря которому приобрели катера, моторы, радиостанции и спасательные жилеты. Получили поддержку по гранту Минсоцотношений Челябинской области. Сейчас мы прикладываем все усилия, чтобы построить детскую спортивную площадку.

— В чем успех Детского кубка Росатома?


Мы оплатили питание и проживание детей и тренеров. Им надо было только приехать сюда и привезти яхты. Если кто-то приезжал издалека — мы решали вопрос чартера или даже предоставляли яхты бесплатно.

— Сколько городов участвовали в регате?


В регате приняли участие порядка 13 городов.

Есть ли проекты, которые ты мечтаешь реализовать в будущем?


Наш яхт-клуб был построен в 1958 году. Соответственно ему уже более 60 лет, здание старое. Мой основной проект — строительство нового яхт-клуба для детей и взрослых, где будут и тренажерный зал, и баня, и раздевалки хорошие — все на уровне мирового стандарта.

— У вас один яхт-клуб в городе?


У нас население 50–55 тысяч человек, соответственно, больше не нужно. В Федерации около ста человек и порядка 40 детей. Кто-то сейчас занимается плаванием, а летом придут уже к нам.

— Тяжело совмещать работу в Федерации с участием в соревнованиях? Хватает времени?


Нет, конечно, его всегда не хватает. Это, наверное, самое ценное в жизни. Один бы я не справился при моей загруженности на регатах. Сейчас благодаря интернету, телефону стало проще решать вопросы дистанционно. Спасибо коллективу Федерации, они поддерживают, решают многие вопросы, когда меня здесь нет.

— В каких яхтенных проектах ты участвовал в 2018 году?


Проект Swan 50 (Skorpios Sailing Team), Pirogovo team на Melges 20, Национальная парусная Лига, проект RC44 (команда «Броненосец»), Melges 32 (команда «Таватуй»), где я выступал в роли тренера. Вроде, ничего не забыл.

— Тренерская деятельность помогает тебе в соревнованиях уже в качестве спортсмена?


Конечно. Интересно посмотреть со стороны на флот, на те яхты, где ты сам участвуешь или когда-то участвовал. Когда ты сидишь в яхте — это один процесс, когда смотришь из катера — другой. Меняется точка зрения, ты видишь другую картину, и это в дальнейшем помогает тебе развиваться и понимать все стороны парусного спорта. Это очень полезно и познавательно. Тренером также ощущаешь себя в роли лидера команды, которой ты должен объяснить и передать свой опыт. Пока все получалось, и мне досталась команда моих друзей, которые мне доверяют.

— Как ты считаешь, за счет чего «Таватуй» показывает такие высокие результаты?


Думаю, очень хорошо подобрана команда. Ребята все на одной волне, все русские. Это очень сильно сплотило их. Их работа достойна только похвалы, что-то достигается на энтузиазме, что-то на адреналине.

— Столкнулись ли вы с какими-то сложностями или протестами на Чемпионате мира?


Нет, протестов не было. Честно говоря, два года мы побеждали в этой регате, и с такими ситуациями не сталкивались. Чемпионат мира всегда проходил у нас без пенальти, гонялись чисто, шли быстро и куда надо, все получалось очень хорошо. Если мы говорим про весь этап, то да, конечно же, протесты были, но это все жизненно. Не скажу, что какая-то ситуация сильно запомнилась. Скажем так, все это часть парусного спорта.

— Кто были вашими основными соперниками?


Как правило, в классе Мelges 32 сильно выступают итальянцы и американцы. В 2017 году сильной была команда из Монако, но команда также в основном была подобрана из итальянцев — они задают тон в этом классе.

— Было ведь еще 3-е место в команде «Броненосец».


Да, 3-е место на RC44. Подобралась сильная русская команда, только тактик — новозеландец. В начале регаты мы даже лидировали, но флот был настолько сильным, а борьба плотной, что мы обрадовались и бронзе. Основные соперники — Монако, Словения, российская команда «Ника», которая, кстати, и выиграла чемпионское звание. Состав, несомненно, очень сильный, но, к сожалению, на данный момент из России в этой команде только рулевой, а профессионалы подобраны из разных стран. Поэтому на подиуме мы ощущали себя действительно русскими.

— Ты гоняешься на разных яхтах, в экипажах с разным составом. Есть ли разница, где и с кем легче гоняться?


Я не сказал бы, что где-то легче. Скажем так, везде есть своя аура. В любом экипаже ты должен просто хорошо выполнять свою работу. Неважно, сколько человек — 2,4, 8 или 12. Безусловно, очень комфортно гоняться с русскими ребятами. Но я всегда стараюсь попасть в такие проекты, где больше иностранцев, потому что парусный спорт — англоязычный, там свой круг, много секретов. В такой среде растет твой английский, ты заводишь новые знакомства и действительно быстро развиваешься. Я не из тех людей, кто ставит себя в комфортную ситуацию в парусном спорте. Там конкуренция настолько велика, что тебе некогда сидеть и расслабляться. Ты постоянно находишься в тонусе. Мне есть чему учиться, ведь парус — это не просто спорт, это еще и технические знания, которые ты больше нигде не приобретешь.

— Cколько лет ты участвуешь в подобных проектах?


Лет 10 уже.

— В будущем планируешь работать детским тренером или тренером олимпийского класса?


Честно говоря, мне сложно ответить на этот вопрос. Пока я гоняюсь, не задумывался об этом. Передо мной стоят другие задачи. Дальше видно будет, может, и олимпизм.

— Как ты считаешь, можно ли добиться успеха, если пришел в яхтинг не в 8 лет, а уже взрослым?


Безусловно, да. Некоторые добиваются звания чемпиона мира, и даже не в одном классе. Многие приходят в яхтинг и активно им занимаются. Это приятно. Но в олимпизме, конечно, вряд ли.

— Как яхтсмену можно попасть в проекты, подобные тем, где участвуешь ты? Например, если есть опыт в олимпийских классах.


Я точно знаю, так как зачастую принимаю участие в подборе команд, что, в первую очередь, надо не останавливаться и стараться гоняться. Крейсерские гонки, сборы. Людей с желанием, умением, коммуникабельностью, хорошим английским, с искоркой в глазах — таких замечают и привлекают. И таких примеров очень много, все гоняются. А есть команды, которые сами стараются привлекать молодых русских ребят. Поэтому шансы есть всегда.

— И напоследок, можешь дать совет начинающим яхтсменам?


Гоняться, гоняться и еще раз гоняться. Не останавливаться, учить английский и развиваться, не зацикливаться на одном классе, даже олимпийском. Надо развиваться в других программах, чтобы расширять кругозор и свою универсальность. На олимпиадах побеждают универсальные спортсмены, получившие много опыта в различных классах яхт.